понедельник, 8 апреля 2024 г.

Что достоевский терпел от современников ⬇️

Что достоевский терпел от современников ⬇️

ЧТО ДОСТОЕВСКИЙ ТЕРПЕЛ ОТ СОВРЕМЕННИКОВ ⬇️

Помимо большого количества поклонников и людей, кто с уважением относился к Юрию Леонидовичу Морозу, многие студенты Школы Своего Дела/Института Юрия Мороза, читатели книг, рассылки и соцсетей Юрия Леонидовича (особенно - женщины),

обижались на него за то, что он показывал им горькую правду о них самих.

О нашем современном обществе.

И В ОТМЕСТКУ СТАРАЛИСЬ ЕГО ЗАДЕТЬ,

оскорбить и распространить клевету.

Конечно, он был далеко-далеко не первым человеком, на которого современники ополчились за правду.

Вы, наверное, думаете, что великих писателей (и других выдающихся людей) современники уважали и с восторгом относились к ним и их творчеству?

ОТНЮДЬ!

Особенно, если они описывали правду про общество, в котором жили, в своих книгах.

Так как прекрасной волею судеб я оказался в

СЛАВНОМ ГОРОДЕ СТАРАЯ РУССА,

я решил выяснить, чтó приходилось выносить и терпеть (теперь уже признанному гению мировой литературы) Фёдору Михайловичу Достоевскому от своих современников - людей высшего света, высокого статуса, образования и интеллигенции.

Ну, то есть,

КАК БЫ ОТНОСИЛИСЬ К ДОСТОЕВСКОМУ ВЫ,

дорогие читатели этого поста, если бы жили с ним в одно время 🙂

ТУРГЕНЕВ: «ДОСТОЕВСКИЙ — НОВЫЙ ПРЫЩ».

Когда Достоевский только вошёл в литературные круги, уже вращавшийся в них Тургенев нашёл, что молодой коллега ведёт себя слишком заносчиво, и по праву старшинства решил проучить его эпиграммой, которая начиналась с четверостишия:

«Витязь горестной фигуры,

Достоевский, милый пыщ,

На носу литературы

Рдеешь ты, как новый прыщ.»

Ещё Тургенев называл Фёдора Михайловича

«РУССКИМ МАРКИЗОМ ДЕ САДОМ»,

имея в виду то ли жестокость отдельных его героев, то ли надуманные подробности личной жизни.

К старости их отношения лучше не стали: говорят,

ОДНАЖДЫ ЧУТЬ НЕ ДОШЛО ДО ДУЭЛИ.

Лев Николаевич Толстой не всегда жаловал творчество Достоевского.

Узнав, что его секретарь Валентин Булгаков считает Достоевского любимым писателем,

ТОЛСТОЙ ОТРЕАГИРОВАЛ:

«ВОТ КАК! НАПРАСНО, НАПРАСНО!

У него так всё спутано — и религия, и политика…»

И ещё: «(у Достоевского) Богатое содержание, серьёзное отношение к делу, но дурная форма».

Но ПОСЛЕ СМЕРТИ ДОСТОЕВСКОГО Толстой написал:

«Я никогда не видел этого человека и никогда не имел прямых отноше­ний с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек».

Почти современник Достоевского, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ по литературе 1933 года

ИВАН БУНИН: «НЕНАВИЖУ ДОСТОЕВСКОГО!

Омерзительный писатель со всеми своими нагромождениями, ужасающей неряшливостью какого-то нарочитого, противоестественного, выдуманного языка, которым никогда никто не говорил и не говорит, с назойливыми, утомительными повторениями, длиннотами, косноязычием…

Он всё время хватает вас за уши и тычет, тычет, тычет носом в эту невозможную, придуманную им мерзость,

КАКУЮ-ТО ДУШЕВНУЮ БЛЕВОТИНУ.

А кроме того, как это все манерно, надуманно, неестественно».

Ну, как вам?

И это, повторюсь, одни из выдающихся современников Достоевского!

Великого нашего русского писателя.

КАКОВО ЕМУ БЫЛО?

«Проходился» высший свет и интеллигенция и по внешности и характеру Фёдора Михайловича:

«С первого взгляда на Достоевского видно было, что это

СТРАШНО НЕРВНЫЙ

и впечатлительный молодой человек.

Он был худенький, маленький, белокурый,

С БОЛЕЗНЕННЫМ ЦВЕТОМ ЛИЦА;

небольшие серые глаза его как-то тревожно переходили с предмета на предмет, а бледные губы нервно передёргивались»

- так о Достоевском высказалась русская писательница Панаева Авдотья Яковлевна.

«В ТО ВРЕМЯ ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ БЫЛ ОЧЕНЬ ХУДОЩАВ;

цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий.

Во всём училище не было воспитанника, который бы

ТАК МАЛО ПОДХОДИЛ К ВОЕННОЙ ВЫПРАВКЕ,

как Ф.М. Достоевский. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружьё –

ВСЁ ЭТО НА НЁМ КАЗАЛОСЬ КАКИМИ-ТО ВЕРИГАМИ,

которые временно он обязан был носить и которые его тяготили.

Нравственно он также резко отличался от всех своих – более или менее легкомысленных – товарищей.

Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперёд где-нибудь в стороне,

НЕ ВИДЯ И НЕ СЛЫША, ЧТО ПРОИСХОДИЛО ВОКРУГ НЕГО.

Добр и мягок он был всегда, но

МАЛО С КЕМ СХОДИЛСЯ ИЗ ТОВАРИЩЕЙ…»

- это описание Достоевского от Трутовского Константина Александровича - русского жанрового живописца, иллюстратора произведений Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова.

А КАК ИХ ВСТРЕЧУ ОПИСЫВАЕТ ЖЕНА ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА - АННА ГРИГОРЬЕВНА СНИТКИНА?

«С первого взгляда

ДОСТОЕВСКИЙ ПОКАЗАЛСЯ МНЕ ДОВОЛЬНО СТАРЫМ.

Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти-семи лет.

Но что меня поразило, так это

ЕГО ГЛАЗА; ОНИ БЫЛИ РАЗНЫЕ:

один – карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно.

(Во время приступа эпилепсии Фёдор Михайлович, падая, наткнулся на какой-то острый предмет и сильно поранил свой правый глаз. Он стал лечиться у проф. Юнге, и тот предписал впускать в глаз капли атропина, благодаря чему зрачок сильно расширился).

ЛИЦО ДОСТОЕВСКОГО, БЛЕДНОЕ И БОЛЕЗНЕННОЕ

показалось мне чрезвычайно знакомым, вероятно потому, что я раньше видела его портреты.

Одет он был в

СУКОННЫЙ ЖАКЕТ СИНЕГО ЦВЕТА, ДОВОЛЬНО ПОДЕРЖАННЫЙ,

но в белоснежном белье (воротничке и манжетах)»

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ - НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ ИЗ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА КРИТИКИ,

с которой обрушивалась на Достоевского пишущая братия и передовые умы того времени:

Реакция читателей на роман «БЕСЫ» оказалась бурной:

АВТОРА НАЗЫВАЛИ РЕАКЦИОНЕРОМ И МРАКОБЕСОМ И ОБВИНЯЛИ В КЛЕВЕТЕ НА МОЛОДЁЖЬ.

«Нынче ел в трактире с двумя пишущими, из которых один сообщает другому:

«Вчера, говорит, был у М. Е. Щедрина — вот и великий талант; как человек, к прискорбию, разлагается, целый вечер все ругал то Тургенева, то Достоевского.

ДОСТОЕВСКОГО ПОНОСИЛ И БЛАЖЕННЕНЬКИМ И ЮРОДИВЫМ,

и так, говорю, целый вечер... Тяжело было слушать.»

Николай Соловьев-Несмелов, писатель

«ПИСАТЕЛЬ СОЗДАЁТ ЦЕЛУЮ ГАЛЕРЕЮ ПОМЕШАННЫХ ЮНОШЕЙ…

ни в одном из них не увидите ни образа, ни подобия живого человека, это какие-то манекены, и к каждому манекену нашит ярлык с означением характера бреда, которым он одержим.»

Петр Ткачев, критик

«СКОЛЬКО НАДО БЫЛО НОСИТЬ В СЕРДЦЕ

неумолимых упреков совести — своих ли или воспринятых извне,— все равно,— для этого эшафота бессмысленных и до комизма нагроможденных мук.»

Иннокентий Анненский, поэт

«КАЖДАЯ ГЛАВА РОМАНА ЕСТЬ НОВАЯ МЕРЗОСТЬ,

новый ужас, идущие crescendo; к счастью для читателей, эти ужасы отличаются таким пересолом, таким уродованием действительности, что под конец становятся смешны по своей карикатурности.»

Дмитрий Минаев, поэт-сатирик

«МАНЕРА ОЖИВЛЯТЬ РОМАН ПОДРОБНОСТЯМИ

из действительной жизни, вчера только вычитанными в газетных корреспонденциях или стенографических отчетах судебных заседаний, не может считаться достойною подражания, хотя бы потому, что это своего рода плагиат.»

«Голос»

«ДОСТОЕВСКИЙ ПРОСТО ИЗДЕВАЕТСЯ НАД СВОИМИ ГЕРОЯМИ

и заставляет их резать и вешать друг друга без всякого на то основания.»

Аркадий Ковнер, писатель и критик

«ЕСЛИ ВЫ ИМЕЛИ ТЕРПЕНИЕ ДОЧИТАТЬ ДО КОНЦА ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ

нашего когда-то чрезвычайно популярного беллетриста, то, кроме чувств досады и даже сильнее его, вы почувствуете сожаление, может даже грусть...

ВАМ БУДЕТ БОЛЬНО ВИДЕТЬ ПАДЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ,

без сомнения талантливого.»

«Сияние».

ЭТО ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ДАЛЕКО НЕ ВСЯ КРИТИКА,

которой за свою жизнь подвергся наш великий русский писатель!

Многое выпало на его долю от современников - таких же людей, как вы, кто читает эти строки.

НО ОН ОСТАЛСЯ ВЕРЕН СЕБЕ

и оставил после себя великое наследие, по которому понимают, осмысливают жизнь его потомки.

БУДЬТЕ «ДОСТОЕВСКИМИ»!

А не его «современниками».

А если не можете, то, хотя бы, не мешайте другим 🙂

Леонид ЕГОРОВ.

#Достоевский #СтараяРусса #ГородДостоевского

##

#ЮрийМороз #ЮрийЛеонидовичМороз #ЮЛМ

Отзыв на книгу Развод. Причина - ошибки мужчин.:

(Все отзывы подряд. И женские.)

Достоинства:

Читается на одном дыхании. Без "воды", но эмоциональная. "... эта книга посвящена тому, что я лично чувствую." (Ю.М.) 

Недостатки:

Есть опечатки - вопрос к редактору. 

Комментарий:

Читается достаточно легко. Полезна будет и мужчинам (в первую очередь) и, конечно, женщинам. Иногда жёстко, но по сути. Отрезвляет, заставляет задуматься над своими поступками (порой больно, но необходимо для изменения себя в лучшую сторону). Книга в целом тезисная, есть отсылки к другим книгам и работам автора. Для меня и автор и книга открытие. 

Про АДИ:

На АДИ учатся мыслить логически.

Например.

Там где мужчина не глава семьи - в такой семье мало детей.

Вот вам и причина демографической проблемы.

Это логика. Безупречная.

https://shsd.ru/adi/

Комментариев нет:

Отправить комментарий